Я и другие

Автор
Опубликовано: 4898 дней назад (27 июня 2011)
0
Голосов: 0
Попробую написать :)

Моим мощным ограничивающим убеждением очень-очень долгое время было: "Другие знают больше, чем я, умеют лучше меня". Именно поэтому я, к примеру, не контролировала работу ремонтников ("они же лучше знают, как надо делать"), не задавала "лишних" вопросов, пускала многое на самотек, полагая, что, раз человек взялся за что-то, значит, он точно знает, что и как делать, и сделает правильно; если человек что-то говорит, он говорит со знанием дела, владея всей информацией. Все это оканчивалось грустно: я раз за разом поражалась и раздражалась людской безответственности, глупости и неумелости.

Рядышком шло ограничивающее убеждение для себя: "Говорить о чем-то можно, лишь будучи полностью уверенной в своей правоте; браться за дело можно, лишь будучи полностью уверенной, что сможешь сделать его хорошо". Грустным последствием этого как бы правильного убеждения было то, что я молчала там, где мое мнение, пусть и не до конца выверенное, могло натолкнуть на верный путь других, просто дать пищу к размышлениям. И то, что я не делала чего-то малого, что все равно могло помочь другим. Да и просто я часто считала недостойной мелочью то, что другие люди ценят весьма и весьма.

А начала я избавляться от этих убеждений совершенно случайноsmileпопав на работе в коллектив, состоящий сплошь из военныхsmileЧерез несколько месяцев я совершенно перестала бояться ляпнуть глупость какую-нибудь, потому что вдруг увидела, что в этом мне будет сложно переплюнуть многих, очень многих вокругsmileПлюс к тому, люди, оказывается, настороженно относятся к собеседникам, говорящим только умное. Поэтому стратегически выгодно расслабиться и не думать каждую секунду над качеством изрекаемого.
Комментарии (18)
Sveta # 27 июня 2011 в 14:31 0
У меня такие же убеждения, я лишь недавно начала их пересматривать. Еще очень тяжело признаться, что я чего-то не знаю (или недостаточно, как мне кажется, знаю), но это, наверное, комплекс отличницы. И родственное этому - если я не помню в точности всех деталей в каком-либо вопросе, то не могу признаться, что знаю что-либо вообще по данному поводу. В таких случаях стараюсь отмалчиваться. Стараюсь совершенствовать знания, но понимаю, что это не выход. Надо ка-то избавиться от этого убеждения, но я не знаю как.
Alex 1967 # 27 июня 2011 в 17:31 0
Бояться выразить своё мнение это неправильно, но и говорить глупости, когда их говорят другие - тоже.
Ириска # 28 июня 2011 в 03:02 0
:) А  использовать то, что другие вокруг говорят глупости, для собственного развития и удовольствия - правильно)))
Alex 1967 # 28 июня 2011 в 17:11 0
Расскажи как ты используешь чужую глупость.  smile
Ириска # 29 июня 2011 в 01:27 +1
Я имела в виду, что слыша чужие "глупости", можно не париться о своих. А потом иногда выясняется, что всё это и не глупости даже, а недопонятые гениальности.
Sviet # 29 июня 2011 в 04:26 0
+1 Недопонятые гениальности - это пять баллов ))))
Alex 1967 # 29 июня 2011 в 19:18 0
Согласен на все сто!  laugh
Я вот тоже часто замечаю, что люди считают глупостью очень гениальные вещи потому, что просто не пытаются их понять. Они как бы живут неосознаными реакциями. И всё хависит от личностного отношения к источнику "глупости".  laugh
Птица # 28 июня 2011 в 17:15 0
Я имела в виду не "говорить глупости", а "не бояться сказать глупость".
Ann_Isida # 29 июня 2011 в 11:55 0
А кто оценивает, что это будет именно глупость? :)
Мне кажется, что глупость глупостью кажется только тем, кто ответ на заданный вопрос знает давно. Но для чеговека, задающего вопрос - это желание восполнить свой пробел. Тут главное, не обращать внимание на то, что кто-то посчитает твой вопрос тупостью и глупостью.

Я вот с детства очень люблю задавать вопросы и всегда это делала с удовольствием, потому что мне важнее получить ответ, получить информацию, восполнить пробел, который меня интересует, чем то, что вокруг посчитают о моём вопросе. На самом деле вокруг многие настолько боятся задавать вопросы, что им проще того, кто их задаёт признать глупцом, чем самому себе признаться в том, что он боится показаться глупым окружающим и лучше промолчит, зато посмеётся внутренне над вопросом другого - это эго так шалит, высокомерие и гордыня, а также чувство собственной неуверенности в себе, ведь показать себя не знающим многие завязывают на самооценку.
Alex 1967 # 29 июня 2011 в 19:22 0
Точно, точно! Все хотят быть "умными".  laugh
Ahaenor # 28 июня 2011 в 04:56 0
Я тоже, в целом, это убеждение разделял. Правда, с несколько иными следствиями и выводами.

Оно исчезло как-то незаметно - даже не помню, когда и как именно. Просто перестал так думать.
Sviet # 29 июня 2011 в 04:28 0
Вот ты бы, кстати, написал пост про то, как ты "просто перестаешь так думать" разные ненужные для тебя вещи (если ты, конечно, добиваешься этого осознанно) - это совершенно шедевральная формулировка, за которой на самом деле скрывается целая механика внутреннего контроля, о которой многие не имеют ни малейшего понятия. И им было бы очень интересно это почитать!
Ahaenor # 29 июня 2011 в 11:39 0
Если я правильно помню, это было так.

Однажды без особого повода пришла мысль, что, вообще-то, удовольствие от знания чего-либо гораздо больше, чем боязнь от того, что ты задашь об этом чём-то вопрос и этим проявишь свою неосведомлённость/неспособность/слабость и прочее. Вдобавок, знание ещё и полезнее, чем незнание.

После этого осталось минимизировать ту самую боязнь - сделать так, чтобы она не мешала и не препятствовала выбору в пользу спросить/высказаться. Для этого я расслаблял сознание, осознанно улыбался, призывал настроение "любопытство+весёлость" и спрашивал.

Иногда это делается без любопытства или весёлости. Но всегда есть что-то среднее между концентрацией внимания и расслаблением его же.

В том, что проследовал не боязни, а стремлению узнать, мне не пришлось пожалеть, по-моему, ни разу. Но я совсем не уверен, что делаю это контролируемо или осознанно. К тому же, справедливости ради, до сих пор бывает, что я всё-таки не спрашиваю.

Сейчас писать пока не о чемsmileКакой-то более целенаправленный и осознанный подход к себе сейчас только вырабатывается.
Alex 1967 # 29 июня 2011 в 19:28 0
Вот по жизни я пришёл к такому выводу, что вопросы надо задавать тоже обдуманно. Во первых, сначала надо понять, что действительно не знаешь ответа, а во вторых, что человек, которому вопрос задаётся, действительно ответит на этот вопрос.
Ahaenor # 30 июня 2011 в 02:01 0
Я бы сказал, это разумно. Но вот как раз за такими рассуждениями у меня и скрывалась элементарная боязнь показаться "глупым", задав вопрос :)

Тезисы внутреннего диалога были примерно такие:
- А я действительно не могу обойтись без того, чтобы спросить?..
- А мне действительно это нужно?..
- (моё слабое место) А я действительно не смогу это загуглить/прочитать/узнать как-то косвенно, не задавая вопроса напрямую?..

К сожалению, вопросы почти риторические. Конечно, обойтись могу (т.к. в мире вообще почти нет _необходимых_ вещей). Конечно, могу разузнать сам или убедиться, что не так уж мне это нужно. И вот результат - вопрос не задан, боязнь торжествует, -1 к доверию к миру, -0.1 к доверию вообще. Результат далёк от оптимального, прямо скажем :)

Теперь смотрим другой случай. Мы забили на все приведённые вопросы; подумав, даже забили на то, могут ли нам ответить; и всё-таки спросили.

В результате:
- Хороший случай: нам ответили. Мы стали знать больше (+1 к знанию), мы сказали искреннее спасибо ответившему (+5 к доверию к этому человеку, +1 к доверию к миру, +0.1 к доверию вообще). Заметим, что ответивший, видя нашу благодарность, тоже стал нам чуть больше доверять. Полный успех операции, причём мы приобрели гораздо больше, чем собирались, когда спрашивали.
- Плохой случай: нам не ответили. Мы не узнали, что хотели. Зато узнали, что в этом месте нам не ответят. Но нам могут подсказать, у кого ещё спросить. И доверие в обе стороны всё равно в плюсе.
- Самый плохой случай: нам не ответили, да ещё и посмеялись над нашей "глупостью". На самом деле это не глупость, а неосведомлённость, в которой ничего постыдного нет даже рядом. Так что тот, кто посмеялся, дуракsmileИ на обдумывание его мнения силы тратить нечего. Те окружающие, кто сами не дураки, прекрасно это знают. А мы подтвердили для себя, что ответивший дурак, получили возможность самим над ним приколоться (+1 к удовольствию от эндорфинов, +0.1 к личной смелости).

Заметим, минусов вообще и нетsmileНи в одном из вариантов. Вселенная велика и изобильна, ага. И нам, как любимым детям, она подкладывает кусочки получше. Надо только привыкнуть брать.

Довольно спонтанно родившиеся рассуждения.
Alex 1967 # 30 июня 2011 в 20:08 0
Я не знаю как другие, но мне нравиться самому докапываться до сути и если я спрашиваю, то это действительно важно. А потом знаете, если понаблюдать за детьми (ну или женщинами  laugh , то они очень часто задают вопросы не ради ответа, а ради самого вопроса, т.е. ответ неважен изначально. Им нравится просто общаться - просто "поговорить". Может вы просто боитесь ощаться?  smile
И я говорю не о боязне задать вопрос, а не боязне прийти к своему мнению.И только если ваше мнение состоит в том, что вы не знаете, то задаёте вопрос.
Попробуйте - вы увидите, что боязнь задать вопрос это следствие боязни иметь своё мнение.  smile
Ahaenor # 1 июля 2011 в 00:18 0
А, вот вы о чём! Да, я согласен, конечно. Вопрос изначально задаётся только тогда, когда нужен ответ. Это просто "по определению" :)

А если мне хочется общаться, а не узнать ответ, зачем тратить время на придумывание вопроса))

Собственное мнение... нет, оно тут действительно ни при чём. Даже если я не знаю, спрашиваю и получаю ответ, всегда выношу о нём собственное мнение. Правда, чаще это не столько "мнение разума", сколько что-то вроде эмоционального образа полученного ответа. Это помогает запоминать.

Ещё интересный момент - про самому докапываться до сути. Попробую объяснить.

Я тоже это обожаю) Но если спросить - значит просто быстрее получить ответ (пусть готовый, а не честно "выстраданный")? Поэтому я в таких ситуациях склонен всё же спросить, а дальше копать самому (если ещё нужно). А освободившееся время можно занять хотя бы чем-то, до чего ещё не докопались другие.

Потом уже другим можно ответить на вопрос и они сэкономят своё время. И поехало дальше, как цепная реакция накопления знания. Если это всё сопровождается дружелюбием каждого к каждому, то вся система действует очень эффективно - гораздо быстрее, чем если бы все её люди просто накапливали знания сами, почти не обращаясь к другим.

Всё это совсем не подразумевает, что людям вообще стоит отвыкать искать ответ самим, а надеяться только на мнение и знания остальных. Это была бы уже противоположная крайность. Даже сам "ответ на заданный вопрос" - это чаще всего не инструкция или алгоритм, а направление, куда искать. А идти и искать в этом направлении - это уже дело спросившего. И его удовольствие от поиска :)

Так действую я сам.
Alex 1967 # 2 июля 2011 в 09:57 0
Все ответы на ваши вопросы закопаны внутри вас. Ица ответ - вы находите себя. И это не знание, а опы. Все внешние ответы - это просто знание.   joke
Вверх